Интеллект-клуб

.заходите.будет.интересно.


Игры послезавтра

Силиконовая долина переименована в Молекулярную (потому что нанотехнологии!), мощность процессоров удваивается раз в 18 месяцев и к 2060 году достигает десятков тысяч гигагерц, виртуальные трехмерные объекты перемещаются силой мысли… Это, скорее всего, не то будущее, что ждет нас и наших потомков. Но это будущее, которое так легко и приятно воображать…

Графика

Картина будущего — это либо экстраполяция современных технологий (как правило, неумелая — вспомните хотя бы процессоры «пятый Pentium» в произведениях отечественных фантастов), либо предельное упрощение современных тенденций (появление общества, чем-то похожего на миры «Газонокосильщика» и «Искусственного интеллекта»). Между этими крайностями найдется место и технологии трехмерного отображения информации holodeck («голографический отсек») из сериала «Звездный путь», и всевозможным неуклюжим «вирт-шлемам» и визорам в стиле печально известной игровой консоли Virtual Boy.

Достаточно вбить в Google слова «future of gaming», чтобы убедиться, до чего все эти футуристические наработки расходятся с действительностью. На место неуклюжих «шлемов виртуальной реальности» придут виртуальные ретинальные мониторы (ВРМ) — устройства, формирующие изображение непосредственно на сетчатке глаза. В результате человек видит картинку, как бы «висящую» перед ним в воздухе и накладывающуюся на объекты реального мира, — почти рентгеновское зрение, так любимое разработчиками шутеров. Громоздкий шлем больше не нужен — ВРМ устанавливаются в обычные очки и могут проецировать изображение как на один (для карт, информационных панелей и тому подобных наложений), так и на два глаза (для игр в спокойной обстановке).

Но трехмерность — это вовсе не обязательно симуляция трех измерений внутри плоского экрана. Используя систему зеркал технологии Volumetric Imaging, разработанную компанией Ethereal Technologies для корпоративных презентаций, можно вырастить виртуальные города прямо посреди комнаты. А с помощью системы Real-D Cinema, которой уже шесть лет активно занимается Sony, можно без всяких стереоочков и сдвоенных проекторов построить картинку, выпирающую из телевизора или экрана кинотеатра.

Другой вопрос, нужна ли кому-то настолько убедительная симуляция реальности. Уже сейчас в фильмах и сериалах виртуальные люди и города ничем не отличаются от настоящих. Вспомните, сколько обманок и уловок было изобретено в истории трехмерной компьютерной графики (см. статью «Краткая история 3D» в «Игромании» №4/2009), — и что? Когда технологии наконец-то пришли к фотореализму, появилась Wii с низким разрешением и откровенно мультяшными персонажами!

Управление

Изначально Wii с ее примитивной графикой и необычным контроллером рассматривали как нишевой продукт для детей. Но оказалось, что гироскопы в Wii-пульте привлекли аудиторию, которая обычно играми не интересуется. Стало понятно, что сейчас (не говоря уже о будущем) важно не только видеть, но и мыслить вне экрана — чувствовать игру, двигаться вместе с персонажем. От рулей и геймпадов с обратной отдачей, танцевальных ковриков и контроллеров в виде пластиковых гитарок мы движемся к новым формам взаимодействия.

Венцом творения станет отсутствие контроллеров как таковых — управлять игрой можно будет посредством мозговых импульсов. На GDC 2008 австралийская компания Emotiv показывала систему EPOC — закрепляемое на голове устройство с сенсорами, измеряющими электрическую активность головного мозга. Пока агрегат в состоянии расшифровывать порядка 30 простых команд, но в будущем его возможности вырастут. Возможно ли, что игрой можно будет управлять не только на сознательном, но и на подсознательном уровне? Возможно ли считывание мыслей на расстоянии? А как насчет записывания мозговых импульсов на ваши бедные извилины? Есть мнение, что лет через семьдесят устройства для удаленного сканирования, интерпретации и передачи человеческих мыслей получат широчайшее распространение. Выбравшись в Сеть, можно будет подцепить вирус и подвергнуться принудительной промывке мозгов.

На рынок EPOC, кстати, собираются выставлять в июле 2009-го (предзаказать устройство за $299 можно уже сейчас на официальном сайте http://emotiv.com/corporate/2_0/2_4.htm). Но беспокоиться за судьбы человечества еще рано — хотя разработчики уверяют, что устройство исправно работало на каждом из тысяч подопытных и распознавало общие мыслительные паттерны, результаты пока не слишком впечатляют. Контроллер очень неотзывчивый, передать команду в игру удается лишь с нескольких попыток. Если учесть, что проблемы с точностью наблюдаются даже у простеньких Wii-контроллеров (да что там — у обычных геймпадов!), устранять шероховатости EPOC будут не меньше трех десятилетий.

Кстати, раз уж речь зашла о мозговых импульсах… Компания Sony держит патент на ультразвуковой излучатель, стимулирующий те клетки мозга, которые отвечают за вкусовые и обонятельные раздражители. Можете себе представить, какие именно вкусовые и обонятельные раздражители будут преобладать в играх, скажем, поздней id Software!

Более традиционные футуристические интерфейсы — сплошь и рядом сенсорные. Характерный пример — Fentix Cube, который в 2007 году показывал британский первооткрыватель Эндрю Фентем (andrewfentem.com). Это электронный вариант кубика Рубика, в котором вместо подвижных частей используются светодиодные экранчики и сенсоры, реагирующие на вращение устройства. Сейчас кубик не только очень здорово выглядит в темноте, на нем еще можно играть в модифицированный Pac-Man! Чудо-кубик и другие сенсорные изобретения демонстрируется на YouTube-канале Фентема: youtube.com/user/AndrewFentem?gl=GB&hl=en-GB.

Как доказывают iPhone и Nintendo DS, сенсорные экранчики могут заменить мышь и клавиатуру, но далеко не всегда. Главное преимущество клавиатуры в том, что у нее есть тактильная отдача, а мышиный курсор не загораживает экран (в отличие от человеческого пальца). «Умное» распознавание команд, поддержка нескольких прикосновений одновременно — это все хорошо, не зря все-таки руководители корпораций и капитаны космических кораблей в прекрасном кинозавтра пользуются полноразмерными сенсорными клавиатурами.

Гадание на видеокартах

Если технологии будут развиваться примерно с той же скоростью, что и сейчас (хотя они, конечно, не будут, и рано или поздно произойдет тот самый «квантовый скачок»), то через десять лет самый обычный РС даст фору чуть ли не всем современным суперкомпьютерам, вместе взятым.

Вот какие у него могут быть характеристики:
ЦП: 64 ядра, 16 млрд транзисторов; мультипроцессорные системы
ОЗУ: 100 Гб, пропускная способность — 36 Гб/сек
объем жесткого диска: 100 Tб
объем оптических носителей (Blu-ray): 2 Tб
объем флэш-носителей: 4 Tб, пропускная способность — 2 Гб/сек
видеокарты: объем видеопамяти: 16 Гб, пропускная способность видеопамяти — 48 Гб/сек; многопроцессорные видеокарты
скорость проводной сети: до 450 Мб/сек
скорость беспроводного соединения: до 1,1 Гб/сек
Звук и обоняние

Согласно неписаному канону, игры в будущем должны воздействовать на все пять чувств и рваться за пределы плоского экрана и пары колонок. Но чтобы это случилось, обязательно должна произойти технологическая революция, «квантовый скачок» — и в результате на свет появится устройство, которое раз и навсегда заменит собой монитор с телевизором. Его разработают, стандартизируют, запустят в массовое производство… И тогда можно будет серьезно взяться за органы слуха, осязания и обоняния!

Для «воспроизведения» звука появится какая-нибудь мерзостная технология, передающая звуковые волны через кожу — по принципу нейрофона для глухих. Так можно будет симулировать удары и сейсмические эффекты. Что касается обоняния — еще в 2001 году компания DigiScents изготовила прототип устройства iSmell, подключаемого к USB-порту и испускающего «натуральные запахи в личное пространство пользователя» каждый раз, когда он проверяет почту или заходит на новый веб-сайт. В 2006 году устройство вошло в список двадцати пяти худших изобретений всех времен, составленный PC World Magazine. Про стимуляцию вкусовых анализаторов, наверное, лучше не будем. Хотя — широкие возможности для продакт-плейсмента!

Утопия и антиутопия

Авторы многочисленных «игровых» предсказаний добавляют еще пару слов про многопользовательский аспект: «Профессиональные лиги, в которых будут участвовать миллионы игроков!»

Да, безусловно, игры в будущем будут социальными. Но лиги и чемпионаты тут ни при чем — на самом деле произойдет (и уже происходит) интеграция игр с существующими социальными сетями и общественными структурами. Весьма вероятно, что MMORPG сольются с Facebook и MySpace, личные и деловые отношения в реальном мире будут выстраиваться на основе игровых, гильдии начнут пользоваться политическим влиянием.

Про то, что играть в будущем можно будет на чем угодно (на нетбуке, на любом телевизоре), мы уже писали в прошлом номере в статье про OnLive. Когда игры окончательно отделятся от «железа», вместо консольных войн наступит консольный мир, отпадут все проблемы с совместимостью, исчезнет продажа игр на физических носителях, а вместе с ней и такие мелочи, как пиратство и любительские модификации. Успех образовательных игр Nintendo с их физически-наглядным управлением приведет к интеграции системы образования с единой игровой платформой будущего, будет принят закон об обязательном игровом образовании. Это, кажется, уже мягкая социальная антиутопия…

А вот антиутопия жесткая: сверхреализм, секс и насилие ведут к анархии и разрушению общества. Социальная деструктивность игр, кровь и обнаженка начинают волновать не только цензоров, но и простых пользователей. Маркетологам «голографического отсека» придется нелегко: кому хочется, чтобы ребенок участвовал в гладиаторских боях с неотличимыми от живых людьми? Этот вопрос широко освещен в фантастике семидесятых (например, в фильме Westworld Майкла Крайтона). Когда дуэли с ганфайтерами и поединки на мечах становятся неотличимыми от реальных, это всегда Очень Плохо Кончается.

Компьютерная одиссея 2043 года

Серьезных теорий о будущем видеоигр не так уж много. Понятно, что игровая индустрия находится на встречных курсах с киноиндустрией. Понятно, что эволюцию игр можно сопоставить с эволюцией телевидения. Легко, например, провести параллели между MMORPG и реалити-ТВ. Еще легче представить себе слияние индустрий и появление виртуальных реалити-шоу с миллионами пользователей. Интеграция Rock Band с караоке-симуляторами облегчит поиск юных талантов.

Но это все наши фантазии, а вот что говорят об игровом будущем профессионалы. Выступая в 2008 году на конференции разработчиков в Остине, американский фантаст Брюс Стерлинг представился пришельцем из будущего (учеником 89-летнего Брюса Стерлинга) и подробно описал компьютерные технологии 2043 года. В качестве портативного компьютера он показывал обычное полотенце — и жаловался, что нет связи с «облачными технологиями». Насчет игр говорил, что «мы больше не притворяемся, будто стеклянный экран — это окно в виртуальный мир. Свет проходит через полотенце и создает трехмерное изображение». Еще? «Виртуальных игр у нас нет — только домашние, национальные, глобальные и космические!»

Будущее компьютерных коммуникаций — за нанотехнологиями. Ученик Стерлинга предъявил «вычислительные кристаллы» (соль в солонке), каждый из которых «занимает более одного измерения в пространстве». В каждом кристалле — вычислительная мощность серверной фермы 2008 года. Разбросав соль, гость из будущего заявил, что создал автономное «облако» размером с весь интернет образца 2004 года. И вопросы публики слушать не стал — как пришелец из будущего, он заранее знал, какими они будут.

Кто через 35 лет будет играть в игры больше всех? «Банкиры! Читал мануал к игре Avatar Checkout — скучнейший деловой текст… Банковская сфера и инвестиции — штука унылая!» Но в 2043 году игровые банки — единственные банки в мире. Настоящие бетонные здания с сейфами давно исчезли, а вестибюли с мраморными колоннами переехали в видеоигры. «Лучший способ создать будущее — это изобрести его, — сказал Стерлинг в заключение. — Но лучший способ понять будущее — это изучить прошлое».

Автор: Александр Башкиров


Прокомментировать

Поиск

"Аватар" (3)
"Грех" (18)
"Евреи" (14)
"Союзники" (30)
11 сентября (4)
Copyright (6)
FOREX (1)
Games (11)
Uncategorized (3)
Аналитика (6)
Англия (7)
Афоризмы (7)
Бааальшой Адронный Коллайдер (6)
Бизнес | Business (6)
Блог Stalker'a (1)
Будущее (Футурология) (18)
Вакцины (3)
Власть (114)
Военное дело (32)
Вольф Мессинг (2)
ВТО, МВФ (13)
Вторая Мировая (13)
Генетика (29)
Глобальное потепление-похолодание (5)
ЖЕСТЬ (61)
Загробная жизнь (7)
Здоровье (29)
Золото (12)
Искусственный интеллект, AI (6)
Искусство (20)
История (122)
Кинематограф (6)
Компромат (5)
Коррупция (16)
Кризис, кри-и-изис (51)
Культура (35)
Ленин (2)
Либерализм сиречь Глобализация (13)
Литература (28)
Личностный рост (17)
Любовь и все такое :) (83)
Масоны (2)
Махинации (97)
Мемы (6)
Мифы (357)
Михаил Харитонов (6)
Навскидку (24)
Наука (123)
Нация, национальность, этнос (16)
Нефть, Газ (30)
НЛО, уфология (2)
Новости (1)
Образование (14)
ОРАКУЛ (9)
Персона (21)
Политика (144)
Политкорректность (8)
Приватность (2)
Программа сокращения населения (7)
Происхождение Человека (30)
Психология (117)
Развлекалочка (9)
Райхианская терапия (3)
Революция (7)
Религия (33)
Российская Империя (7)
Сайты (8)
Свиной грипп (5)
СЕТЬ (22)
Социальные сети (1)
Социум (233)
СПИД (3)
Спорт (1)
СССР (17)
Сталин (18)
Статистика (53)
США (57)
Техника (4)
Уголок психа (24)
Украина (11)
Философия (4)
фильм "Секрет" (1)
Фондовый рынок (16)
Фотография (1)
ФРС (27)
Эволюция (46)
Экология (8)
Экономика (152)
Экстрасенсы, маги, чудотворцы… (10)
Энергетика (5)
Юмор (52)

Облако тегов плагина WP Cumulus от сайта "Плагины и шаблоны для WordPress" требует для просмотра Flash Player 9 или выше.

Рубрики

Последние записи

Свежие комментарии

  • rorshah: Неполиткорректные гены
  • Stalker: Как остановить рост вражес…
  • Stalker: Как остановить рост вражес…
  • нестандартный свид…: Что запрещено Свидетелям И…
  • admin: ОРАКУЛ. Почему мужчины изме…
  • Мужчина: ОРАКУЛ. Почему мужчины изме…
  • !: Американский ревизор
  • Valenrod: Миллиардер идет по стопам Э…
  • admin: Неполиткорректные гены
  • rey: Неполиткорректные гены